В результате исследований, проведенных Институтом пчёловодства в 1970-1973 гг., рекомендуется излагаемая ниже технология выращивания маток, обеспечивающая значительное повышение их количества и, главное, качества. Данная технология создана применительно к условиям промышленного матковыводного производства. При проверке предлагаемых приемов, в сравнении с общепринятым в настоящее время, число маток, подлежащих выбраковке (весом менее 180 мг), снизилось с 31 до 10%, а число особо хороших маток (весом более 200 мг) повысилось с 32 до 80%.
Затраты рабочего времени на выполнение операций в семьях-воспитательницах предлагаемым способом снижаются в среднем до 3 мин. 58 сек. на один вывод, а общепринятый способ требует в среднем 9 мин. 16 сек.
Для выращивания маток выделяют три группы пчёлиных семей: материнские, семьи-воспитательницы и вспомогательные семьи-воспитательницы (для заготовки маточного молочка).
Содержание материнских семей. От материнских семей берут личинок для выращивания маток. Материнские семьи выделяют из числа самых сильных, наиболее продуктивных семей, обладающих типичными признаками серой горной кавказской породы. В крупных пчёлоразведенческих хозяйствах материнские семьи передают с племенных пасек на пасеки-репродукторы в соответствии с планом племенной работы хозяйства.
Для планомерного получения от материнских семей одновозрастных личинок без осмотра гнезд, маток в этих семьях содержат в изоляторах (на одну или две рамки), стенки которых сделаны из разделительной решетки.
Изолятор на одну рамку делают шириной 45 мм, но лучше брать изоляторы на две рамки, шириной 80 мм. Изолятор ставят в середину гнезда. Внутрь изолятора ставят одну рамку, сплошь заполненную печатным расплодом и одну со светло-коричневой сушью, пригодной для расплода. В изолятор помещают матку, которая кладёт яйца в пустой сот, в течение 4 суток. Через 4 суток рамку из изолятора вынимают, и, если сейчас личинки не нужны для прививки, рамку ставят тут же в гнездо (рядом с изолятором), а на ее место помещают новую рамку с сушью. Рамку с печатным расплодом после выхода пчёл заменяют на новую (также с печатным расплодом), которую берут из соседней семьи с маткой (этим одновременно восстанавливается сила материнской семьи, которую ослабляет систематический отбор личинок для прививки).
Благодаря изолятору, весь молодой расплод матки сосредотачивается на одной рамке, где всегда можно найти личинок нужного возраста. В безмедосборное время семьи ежедневно подкармливают 50%-ным сахарным сиропом (по 0,4 л) с хлористым кобальтом (20 мг и 1 л). При отсутствии пыльцы в природе – дают соты с пергой или подкармливают перговым желе.
Содержание семей-воспитательниц. Эти семьи должны быть обязательно сильными. Они предназначены для выращивания маток. Количество их должно быть в соответствии с количеством нуклеусов, которых они обеспечивают неплодными матками. Одна семья-воспитательница выращивает пять партий маток (15 дней), а затем восстанавливает силу в течение 30 дней. Следовательно, для непрерывного получения маток, воспитательниц надо группировать по три семьи. Можно каждые три семьи содержать в одном 36-рамочном улье, разгороженном на три отделения с летками в одну сторону. Перегородки между отделениями изготавливают из плотных дощечек. Для лучшей ориентации пчёл переднюю стенку улья окрашивают в три разных цвета и разделяют вертикальными дощечками шириной 8-10 см, прикрепленных к стенке улья ребром. В каждый 36-рамочный улей помещают по три сильных семьи. Число таких ульев должно соответствовать числу требующихся одновременно семей-воспитательниц.
Выделяют еще вспомогательные семьи-воспитательницы, от которых получают молочко для прививки личинок. На каждые 5 основных семей-воспитательниц требуется одна вспомогательная. За день до прививки личинок этим семьям дают по две прививочные рамки с 48 личинками, а на второй день (утро) их отбирают. Через 15 дней семьям возвращают маток и оставляют на 30 дней для восстановления силы.
Использование семей-воспитательниц. Приступая к выращиванию маток, от семьи-воспитательницы отбирают матку, в гнезде делают «колодец» (место для прививочной рамки) и через сутки дают в середину гнезда прививочную рамку с личинками.
Через 3 дня в эту семью ставят вторую прививочную рамку с личинками. Первую прививочную рамку, на которой уже четко будут видны маточники, осторожно переносят на новое место (через 2 рамки с расплодом), на ее место ставят новую прививочную рамку. Одновременно тщательно осматривают соты семьи-воспитательницы и уничтожают все свищевые маточники. Еще через 3 дня на первой рамке все маточники будут запечатаны; ее отбирают. Вторую прививочную рамку переносят на место первой, а в освободившееся место ставят новую (третью) прививочную рамку с личинками. Ещё через 3 дня работа повторяется: одну прививочную рамку (с печатными маточниками) отбирают, одну переставляют и одну – ставят новую. Таким образом, через каждые 3 дня последовательно дают семье-воспитательнице 5 рамок и затем, соответственно, отбирают 5 рамок с печатными маточниками.
Рамки с печатными маточниками помещают в термостат с температурой 32-340 и относительной влажностью около 70%. При отсутствии термостата рамки с маточниками содержат в гнездах особо выделенных сильных безматочных семей. В одну рамку помещают по 4 планки с маточниками и ставят по 2-3- таких рамки в гнездо семьи между расплодом.
Подготовка прививочных рамок. Прививочная рамка должна вмешать 2 прививочных планки, к которым прикрепляют по 12 восковых мисочек.
Восковые мисочки заготовляют заранее из чистого светло-желтого воска. Для изготовления мисочек необходим шаблон – круглая палочка из мелкослоистого дерева, диаметром 9 мм, тщательно закругленная с одной стороны. Несколько шаблонов прикрепляют к общей колодке так, чтобы их округленные концы были в одной плоскости. Воск расплавляют с небольшим количеством воды (чтобы не пригорел) на легком огне. Комплект шаблонов опускают закругленными концами сначала в холодную воду, а затем в расплавленный воск на глубину 10-12 мм; когда воск застынет, палочки опускают в воск еще 2-3 раза, но на несколько меньшую глубину так, что на конце шаблона образуется восковой чехлик-мисочка. Затем мисочки снимают с шаблонов и помещают для хранения в стеклянные банки с притертыми пробками (их надо хранить в прохладном месте, чтобы мисочки не слиплись).
Прививочные рамки делают из узких планок шириной 8-9 мм. Рейки с мисочками должны легко вставляться и выниматься из пазов прививочной рамки, которые устраивают в боковых ее планках.
Прививочные рейки размечены неглубокими пропилами на 12 равных частей, образующих 12 одинаковых четырехугольников. В середине каждого четырехугольника прикрепляют расплавленным воском тонкие деревянные квадратики, к которым тоже расплавленным (застывающим) воском прикрепляют восковые мисочки. Для этого готовую восковую мисочку снова надевают на шаблон, опускают в воск и приставляют к середине деревянного квадратика.
Перенос личинок. За день до основной прививки личинок закладывают вывод маток во вспомогательных семьях-воспитательницах для получения свежего маточного молочка. В семье отбирают матку и через 6-8 часов дают две прививочных рамки с 48 личинками. Через 12-16 часов, непосредственно перед плановой прививкой личинок, с прививочных рамок стряхивают пчёл и в помещении из всех принятых маточников выбрасывают личинок из мисочек. Маточное молочко собирают в 5-6 искусственных восковых мисочек, прикрепленных донышками к дну круглой металлической коробки диаметром 4-5 см. Когда все молочко собрано, сразу же приступают к основному выводу маток.
Для прививки личинок необходимо помещение с температурой около 300, с хорошо смоченным полом. По мере высыхания пол смачивают повторно. В необходимых случаях топят печь или устанавливают электрические обогреватели. Прививать личинок на открытом воздухе не рекомендуется.
Планки с прививочными мисочками должны быть приготовлены заранее. При промышленном выводе маток в прививке личинок участвуют три человека: первый раскладывает в мисочки маточное молочко, второй – переносит личинок в мисочки и третий – немедленно относит и ставит прививочные рамки с личинками в гнезда семей-воспитательниц.
Раскладывают маточное молочко маленькими капельками на дно мисочек с помощью спички с заостренным и слегка загнутым концом в виде лопаточки. После этого планку передают второму работнику, который переносит из сота материнской семьи самых молодых личинок на капельку маточного молочка. Эти личинки по своим размерам не должны превышать удвоенную длину яйца.
Сот с личинками нужного возраста кладут на хорошо освещенный стол. Еще лучше с левой стороны над работающим пчёловодом помещать мощный источник света, падающего на рамку. Личинку берут шпателем – тонкой палочкой, конец которой заострен и слегка согнут в виде лопаточки. Шпателем подхватывают личинку со стороны ее выпуклой части так, чтобы концы ее в какой-то мере свисали с лопаточки. Вместе с личинкой на лопаточку попадает немного корма, на котором она плавает. При соприкосновении корма личинки с кормом в мисочке личинка легко соскальзывает с лопаточки шпателя на дно мисочки.
Как только будут готовы две прививочные планки (привиты 24 личинки), их вставляют в прививочную рамку, ее сразу же завертывают в чистое мягкое полотенце (в жаркую погоду влажное) и немедленно несут на пасеку, где осторожно, без дыма, вставляют в «колодец» семьи-воспитательницы.
Подкормка семей-воспитательниц. В безвзяточное время семьи-воспитательницы (а также материнские и отцовские) необходимо подкармливать – давать по 400 г сахарного сиропа (на 1 л воды 1 кг сахара), к которому добавлять хлористый кобальт (20 мг на 1 л сиропа). Требующееся количество таблеток хлористого кобальта предварительно разводят в стакане горячей воды, вливают в остуженный сироп и тщательно размешивают.
Эффект от подкормки семей-воспитательниц значительно повышается при даче сахарного сиропа в дневные часы – в 8 и 13 часов по 0,2 л. Дневная подкормка повышает активность пчёл, вследствие чего они интенсивнее разведывают источники взятка и лучше обеспечивают кормление маточных личинок.
Для раздачи корма в ульи очень удобны внешние кормушки, прикрепленные к задней стенке улья. Для прохода пчёл в кормушку в стенке улья прорезают отверстие 10х100 мм. Кормушка состоит из ящика, облитого внутри парафином, и плотно одевающейся наклонной крышки. В ящик кладут легкий деревянный плотик. Чтобы налить корм, открывают крышку кормушки и в нее опускают до дна конец резиновой трубки, соединенной с воронкой, через которую вливают теплый сироп. Подкормку надо давать очень осторожно, чтобы не вызвать воровство у пчёл.
Отбор зрелых маточников. На 10 день после прививки личинок прививочные рамки с маточниками вынимают из термостата (или из ульев-инкубаторов) и, не стряхивая пчёл, переносят в теплую комнату.
Зрелые маточники снимают с планок вместе с деревянными квадратиками, кладут в небольшой утепленный ящик (обложенный внутри ватой) и несут на пасеку для раздачи в нуклеусы. В холодное время на дно ящика под вату кладут грелку с теплой водой.
Если в нуклеусы подсаживают уже вышедших маток, то зрелые маточники при их отборе предварительно помещают в клеточки, вставляя через верхнее отверстие. В нижнее (кормовое) отверстие дают смесь меда пополам с канди. При наличии взятка пчёлы часто застраивают маточники сотами. Поэтому перед опусканием маточника в клеточку надо острым тонким ножом очистить эти восковые постройки. Клеточки с помещенными в них маточниками снова ставят в семью-инкубатор. Через день обычно матки начинают выходить из маточников. Каждую матку осматривают и выбраковывают всех мелких и дефектных. Обращают при этом внимание на развитость крыльев, ножек, наличие коготков, величину и форму брюшка. Маток подсаживают в нуклеусы сразу же после выхода из маточников.
Для сохранения маточников можно применять приспособление, изображенное на рис. 2. Состоит оно из ящичка длиной 435мм, разгороженного густой металлической сеткой на 12 равных отделений (Б). На ящичек сверху кладут прививочную планку (А) с размещенными на ней 12 запечатанными маточниками, каждый из которых попадает в свое отделение. В дне ящичка (В) имеется сквозная щель, по которой протекает жидкий мёд (для питания матки и сопровождающих пчёл) из резервуарчика, расположенного сбоку. До посадки вышедших маток в нуклеусы, ящичек с маточниками (и выходящими матками) держат в термостате или в магазинной надставке, помещенной на сильную семью-инкубатор. Для отбора маток ящичек переворачивают и, последовательно сдвигая планку дна (Г), открывают одно отделение за другим, вылавливая маток.
Е.М. Любимов
Канд. с\х наук Зам. директора по науке
и производству ГНУ КОСП НИИП
Россельхозакадемии